Как цифровая действительность меняет наши рабочие места и трудовые привычки
Экспериментальный рабочий ландшафт в исполнении бюро RAAAF и Барбары Виссер предполагает любые позы, кроме вреднейшей сидячей

Работа не роскошь…

Ходить или не ходить
Цифровая действительность позволяет нам работать где угодно, в том числе дома. Так зачем…

Ходить или не ходить

Цифровая действительность позволяет нам работать где угодно, в том числе дома. Так зачем же ходить на работу? И если офис нужен, то для чего? Для того же, для чего студия звукозаписи необходима музыкантам: это оптимальная среда, чтобы вдохновлять и поощрять максимальную производительность, уверен Грег Парсонс, вице-президент компании Herman Miller.

Ответ легендарного производителя офисной мебели услышать интересно, ведь именно эта компания полвека назад в корне изменила рабочее пространство, внедрив кубикл. Хотя концепция была переврана подражателями, а само слово стало ругательным, идеалы изобретателей злополучного кубикла были весьма светлыми: Роберт Пропст и Джек Келли (последний придумал еще и коврик для мыши) хотели привнести в шум и неуютность открытого пространства немного приватности и личной инициативы. Полвека спустя, в 2013 году, Herman Miller выступил с новой парадигмой «живого офиса», призванного повысить не производительность труда — священную корову прошлого века, а творческий дух и коллаборации — фиксации века нынешнего.

Главная привилегия, которую дает нам офис в эпоху смартфонов и глобальной подключенности, — это доступ одного индивидуума к другому. Человек — коллективное существо, он хорош вовсе не тем, что способен непрерывно стучать по клавиатуре. Его сила в умении объединяться с себе подобными и совместно достигать более значимых результатов, нежели в одиночку. Этот феномен шутя называют «эффектом Мариссы Майер», ссылаясь на спорное распоряжение исполнительного директора компании Yahoo запретить сотрудникам трудиться удаленно: мол, в одиночестве растет продуктивность, но не творческий потенциал.

Экспериментальный голландский бренд Prooff бежит впереди паровоза. Его идеологи еще в 2008 году знали, что офис XXI века — это не эффективность, а коллаборации, и представили на биеннале в Кортрейке многоцелевую модульную софу WorkSofa в исполнении Studio Makkink & Bey, призванную стимулировать общение благодаря естественной, ненапряженной манере сидения. Софа хороша для собраний, презентаций, мозговых штурмов, групповой работы и даже еще более важных встреч — встреч с самим собой и с собственными мыслями.

«Два дня без прокрастинации» — иллюстрация из журнала PROOFFLab Magazine, который выходит под кураторством Studio Makkink & Bey и задается вопросами будущего рабочей культуры.

Работа не роскошь…

Работа не роскошь…
Модульная софа WorkSofa в исполнении Studio Makkink & Bey

Работа не роскошь…
Модульная софа WorkSofa в исполнении Studio Makkink & Bey

Работа не роскошь…
Модульная софа WorkSofa в исполнении Studio Makkink & Bey

Работа не роскошь…
Модульная софа WorkSofa в исполнении Studio Makkink & Bey

Работать или не работать

Цифровая действительность в корне меняет взаимоотношения между людьми и машинами, что может непредсказуемо отразиться на человеческом труде, как ручном, так и умственном. Ввиду феноменальной обучаемости дигитальных систем и роботов даже те виды работ, которые сложно назвать рутинными, станут уязвимыми в свете конкуренции с более ловкими и умелыми представителями искусственного интеллекта. Старый добрый человеческий труд рискует оказаться не просто редкостью, а привилегией элит. Недаром участники проекта «Искусство работы» в рамках недавней Венской биеннале первым пунктом трудового манифеста провозгласили: «Работа не должна стать роскошью». По мнению руководителя биеннале Кристофа Тун-Хохенштайна и его соратников, культурных критиков и кураторов, ключ к устойчивому развитию человеческого труда и рабочих мест заключается в экстремальной креативности. «Мы обязаны тяжело трудиться, чтобы изобретать новые формы труда», — заявляют активисты, предполагая, что выдумыванием новой работы стоит заменить поиск работы. «А что если перераспределение работы заменит собой разделение труда? — задаются вопросом идеалисты. — А как насчет заменить конкуренцию коллаборацией?» Они уверены, что миру нужны компании, которые не заставляют людей чувствовать себя ненужными на фоне все более выдающихся цифровых инструментов, и что каждому из нас ввиду грядущих перемен следует рассматривать каждое потребительское решение с точки зрения того, спонсирует ли оно сохранение человеческого труда.

Сфокусироваться или отвлечься

Цифровая действительность позволяет людям лучше понимать собственные организмы и управлять такими, казалось бы, неуправляемыми процессами, как концентрация или даже вдохновение.

Что касается первого, уже упомянутый бренд Prooff еще в 2006 году представил на биеннале в Кортрейке кресло EarChair в исполнении Studio Makkink & Bey, призванное стать символом рабочего ландшафта будущего. Гигантские «уши» кресла, а точнее «антиуши», создающие грамотную звукоизоляцию, сделали его «помещением в помещении». Многие не могут работать в офисе по единственной причине: невозможность совершать личные звонки. Это кресло — для них.

В истекшем году компания Steelcase, считающая внимание одним из самых редких и драгоценных ресурсов, в рамках концепции «разумного офиса» внедрила рабочую лаундж-станцию Brody, находясь внутри которой, сфокусироваться намного легче. Концепция основана на анализе обширных данных в области нейробиологии. Если верить исследованиям, типичный работник умственного труда переключается с одной задачи на другую каждые 3 минуты. Каждые 11 минут его что-то прерывает, и для того, чтобы вновь сфокусироваться, ему требуется 23 минуты. В драгоценные моменты потоковой нагрузки работа целиком поглощает труженика, и время летит незаметно. Но поймать такую «волну» нелегко. Рабочая станция Brody представляет собой такую микросреду для тела и мозга, которая помогает влиться в «поток» и находиться в нем как можно дольше. Коконообразная конструкция блокирует визуальные раздражители и обеспечивает ощущение психологической безопасности в открытом пространстве, даже если оно шумное. Кроме того, она эргономична с точки зрения элементарной физиологии.

Мозг, словно мышца, рано или поздно устает, и перенапрягать его длительными часами работы бессмысленно. Уж лучше прислушиваться к нему в течение дня и, приспосабливаясь к цикличным «ритмам внимания», пользоваться продуктивными состояниями. Если офис построен подобно экосистеме, его сотрудники, следуя зову мозга, могут выбирать для работы локации, соответствующие текущему состоянию.

Другие тренды: 

«Сидеть или не сидеть», «Расслабиться или бездельничать» читайте в печатном номере САЛОН

Работа не роскошь…
Кресло EarChair в исполнении Studio Makkink & Bey

Работа не роскошь…
Кресло EarChair в исполнении Studio Makkink & Bey

Работа не роскошь…
Рабочая лаундж-станция Brody от Steelcase способствует концентрации внимания

Работа не роскошь…
Разделительный экран Steelcase Divisio отделяет друг от друга индивидуальные рабочие места, как бы являясь аналогом таблички «Не беспокоить», но его можно убрать и вовлечься в продуктивную коллаборацию.

Работа не роскошь…
Эргономичный стул Gesture от Steelcase оснащен сенсором, который мониторит позу пользователя и предпочтения в манере сидения, а также уровень стресса. Мало того, он может научить хозяина сидеть комфортнее, выводя данные на близлежащий планшет.

Источник

Leave a Reply