Как цифровая действительность меняет наши рабочие места и трудовые привычки Экспериментальный рабочий ландшафт в исполнении бюро RAAAF и Барбары Виссер предполагает любые позы, кроме вреднейшей сидячей Ходить или не ходить Цифровая действительность позволяет нам работать где угодно, в том числе дома. Так зачем… Ходить или не ходить Цифровая действительность позволяет нам работать где угодно, в том числе дома. Так зачем же ходить на работу? И если офис нужен, то для чего? Для того же, для чего студия звукозаписи необходима музыкантам: это оптимальная среда, чтобы вдохновлять и поощрять максимальную производительность, уверен Грег Парсонс, вице-президент компании Herman Miller. Ответ легендарного производителя офисной мебели услышать интересно, ведь именно эта компания полвека назад в корне изменила рабочее пространство, внедрив кубикл. Хотя концепция была переврана подражателями, а само слово стало ругательным, идеалы изобретателей злополучного кубикла были весьма светлыми: Роберт Пропст и Джек Келли (последний придумал еще и коврик для мыши) хотели привнести в шум и неуютность открытого пространства немного приватности и личной инициативы. Полвека спустя, в 2013 году, Herman Miller выступил с новой парадигмой «живого офиса», призванного повысить не производительность труда — священную корову прошлого века, а творческий дух и коллаборации — фиксации века нынешнего. Главная привилегия, которую дает нам офис в эпоху смартфонов и глобальной подключенности, — это доступ одного индивидуума к другому. Человек — коллективное существо, он хорош вовсе не тем, что способен непрерывно стучать по клавиатуре. Его сила в умении объединяться с себе подобными и совместно достигать более значимых результатов, нежели в одиночку. Этот феномен шутя называют «эффектом Мариссы Майер», ссылаясь на спорное распоряжение исполнительного директора компании Yahoo запретить сотрудникам трудиться удаленно: мол, в одиночестве растет продуктивность, но не творческий потенциал. Экспериментальный голландский бренд Prooff бежит впереди паровоза. Его идеологи еще в 2008 году знали, что офис XXI века — это не эффективность, а коллаборации, и представили на биеннале в Кортрейке многоцелевую модульную софу WorkSofa в исполнении Studio Makkink & Bey, призванную стимулировать общение благодаря естественной, ненапряженной манере сидения. Софа хороша для собраний, презентаций, мозговых штурмов, групповой работы и даже еще более важных встреч — встреч с самим собой и с собственными мыслями. «Два дня без прокрастинации» — иллюстрация из журнала PROOFFLab Magazine, который выходит под кураторством Studio Makkink & Bey и задается вопросами будущего рабочей культуры. Модульная софа WorkSofa в исполнении Studio Makkink & Bey Модульная софа WorkSofa в исполнении Studio Makkink & Bey Модульная софа WorkSofa в исполнении Studio Makkink & Bey Модульная софа WorkSofa в исполнении Studio Makkink & Bey Работать или не работать Цифровая действительность в корне меняет взаимоотношения между людьми и машинами, что может непредсказуемо отразиться на человеческом труде, как ручном, так и умственном. Ввиду феноменальной обучаемости дигитальных систем и роботов даже те виды работ, которые сложно назвать рутинными, станут уязвимыми в свете конкуренции с более ловкими и умелыми представителями искусственного интеллекта. Старый добрый человеческий труд рискует оказаться не просто редкостью, а привилегией элит. Недаром участники проекта «Искусство работы» в рамках недавней Венской биеннале первым пунктом трудового манифеста провозгласили: «Работа не должна стать роскошью». По мнению руководителя биеннале Кристофа Тун-Хохенштайна и его соратников, культурных критиков и кураторов, ключ к устойчивому развитию человеческого труда и рабочих мест заключается в экстремальной креативности. «Мы обязаны тяжело трудиться, чтобы изобретать новые формы труда», — заявляют активисты, предполагая, что выдумыванием новой работы стоит заменить поиск работы. «А что если перераспределение работы заменит собой разделение труда? — задаются вопросом идеалисты. — А как насчет заменить конкуренцию коллаборацией?» Они уверены, что миру нужны компании, которые не заставляют людей чувствовать себя ненужными на фоне все более выдающихся цифровых инструментов, и что каждому из нас ввиду грядущих перемен следует рассматривать каждое потребительское решение с точки зрения того, спонсирует ли оно сохранение человеческого труда. Сфокусироваться или отвлечься Цифровая действительность позволяет людям лучше понимать собственные организмы и управлять такими, казалось бы, неуправляемыми процессами, как концентрация или даже вдохновение. Что касается первого, уже упомянутый бренд Prooff еще в 2006 году представил на биеннале в Кортрейке кресло EarChair в исполнении Studio Makkink & Bey, призванное стать символом рабочего ландшафта будущего. Гигантские «уши» кресла, а точнее «антиуши», создающие грамотную звукоизоляцию, сделали его «помещением в помещении». Многие не могут работать в офисе по единственной причине: невозможность совершать личные звонки. Это кресло — для них. В истекшем году компания Steelcase, считающая внимание одним из самых редких и драгоценных ресурсов, в рамках концепции «разумного офиса» внедрила рабочую лаундж-станцию Brody, находясь внутри которой, сфокусироваться намного легче. Концепция основана на анализе обширных данных в области нейробиологии. Если верить исследованиям, типичный работник умственного труда переключается с одной задачи на другую каждые 3 минуты. Каждые 11 минут его что-то прерывает, и для того, чтобы вновь сфокусироваться, ему требуется 23 минуты. В драгоценные моменты потоковой нагрузки работа целиком поглощает труженика, и время летит незаметно. Но поймать такую «волну» нелегко. Рабочая станция Brody представляет собой такую микросреду для тела и мозга, которая помогает влиться в «поток» и находиться в нем как можно дольше. Коконообразная конструкция блокирует визуальные раздражители и обеспечивает ощущение психологической безопасности в открытом пространстве, даже если оно шумное. Кроме того, она эргономична с точки зрения элементарной физиологии. Мозг, словно мышца, рано или поздно устает, и перенапрягать его длительными часами работы бессмысленно. Уж лучше прислушиваться к нему в течение дня и, приспосабливаясь к цикличным «ритмам внимания», пользоваться продуктивными состояниями. Если офис построен подобно экосистеме, его сотрудники, следуя зову мозга, могут выбирать для работы локации, соответствующие текущему состоянию. Другие тренды: «Сидеть или не сидеть», «Расслабиться или бездельничать» читайте в печатном номере САЛОН Кресло EarChair в исполнении Studio Makkink & Bey Кресло EarChair в исполнении Studio Makkink & Bey Рабочая лаундж-станция Brody от Steelcase способствует концентрации внимания Разделительный экран Steelcase Divisio отделяет друг от друга индивидуальные рабочие места, как бы являясь аналогом таблички «Не беспокоить», но его можно убрать и вовлечься в продуктивную коллаборацию. Эргономичный стул Gesture от Steelcase оснащен сенсором, который мониторит позу пользователя и предпочтения в манере сидения, а также уровень стресса. Мало того, он может научить хозяина сидеть комфортнее, выводя данные на близлежащий планшет. Источник Leave a Reply Cancel ReplyYou must be logged in to post a comment.